Телефоны для связи:
(495) 111-11-11
(495) 111-11-12

Тайна камней Самарской Луки

06 июль 2018, Пятница
126
0
Загадочные кекуры
В течение последнего десятилетия «Авеста» ведёт постоянное наблюдение за группой необычных объектов, затерянных на плато Самарской Луки, — так называемыми кекурами. Этим словом в научной среде называют довольно высокие столбы, сложенные из природных камней, причём они достаточно прочно стоят на месте без скрепляющего их известкового или цементного раствора.
Упоминание об этих объектах можно найти ещё в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля издания 1881 года, где указано следующее: «Тёмный маяк — сложенный из камней столб. Он иногда именуется марѣ, а также гурий (гурей), иногда кекурѣ (кикурѣ)». Согласно Далю, такие «тёмные маяки», кем-то с неизвестной целью сложенные в незапамятные времена, можно было встретить по всему Русскому Северу.
Современные этнографы и краеведы пишут, что ныне древние кекуры в приполярных областях России почти повсеместно разрушены. Тем более интересным стало сообщение учёных группы «Авеста» о том, что в начале III тысячелетия на Самарской Луке при съёмке с воздуха неожиданно было обнаружено целое поле, уставленное каменными столбами. При наземном изучении специалисты подтвердили, что эти столбы — не что иное как настоящие кекуры, причём многие из них на момент обнаружения находились в хорошем состоянии.
Вот что сообщил об этом президент «Авесты», ведущий инженер Самарского государственного университета Игорь Львович Павлович.
— Впервые в этой точке мы побывали в 2007 году и увидели здесь группу высоких каменных столбов, стоящих в некотором отдалении друг от друга. Своим взаиморасположением они задавали слабо выраженную дугу. Правда, от некоторых из них ныне остались лишь кучки природных камней.
При дальнейшем исследовании загадочных образований авестовцы получили возможность оценить трудоёмкость возведения даже одного кекура. Игорь Павлович и ещё трое его добровольных помощников в течение двух часов пытались восстановить хотя бы один частично разрушенный столб, для чего использовались уже имеющиеся на месте камни, которые к тому же тщательно отбирались по форме. Несмотря на такой отбор, исследователям удалось возвести только три каменных уровня. После этого вся конструкция начинала «играть», а нижние и средние камни соскальзывали со своих мест. Затем уже сложенные уровни начинали разваливаться, а более мелкие камни и вовсе сыпались в разные стороны.
— После нашего эксперимента, — рассказал далее Игорь Павлович, — стало очевидно, что воздвигать подобные сооружения без скрепляющего раствора могли лишь люди (или какие-то другие существа), обладающие фантастической чувствительностью к форме и месту размещения камня. Нужно потратить многие часы (а возможно, и несколько дней) на то, чтобы устойчиво поставить на нужном месте хотя бы один кекур. При этом нужно учесть, что на плато находятся десятки подобных каменных столбов (если считать их вместе с частично или полностью разрушенными), и остаётся лишь поражаться, как много времени и сил неизвестные строители потратили на их возведение.
Возникает вполне естественный вопрос: кем, когда и зачем это поле однажды было «засеяно» каменными столбами? Имеют ли они культовое, астрономическое или какое-либо другое назначение? Однозначного ответа на эти загадки у исследователей пока нет.
Стоунхендж из Рачейского бора
При нашей беседе Игорь Павлович просил, чтобы в публикации не было указаний на точные координаты упомянутого выше «поля кекуров». Учёный опасается нашествия вандалов на это место, и, надо сказать, на то имеются веские основания.
Мы уже писали о том, что на западе Самарской области находится уникальный горнолесной ландшафт, известный под названиями Рачейский бор, который продолжает собой Самарскую Луку. Даже в конце XX века это место всё ещё находилось в транспортной изоляции от остального мира. Заезжих горожан здесь всегда было мало. И прибывали они сюда ненадолго, а местное сельское население в советское время уезжало в крупные города. Всё это способствовало сохранению в здешних селениях уникальных самобытных языческих верований.
Сакральным центром древних культов была тайная поляна с ритуальными камнями, расположенная среди горных лабиринтов в нескольких километрах от села Смолькино. Наибольшее значение имел камень, на чувашском языке именовавшийся Самеле, или Смеле, что означает «Каменный конь», или «Каменная лошадь». Он действительно напоминал лежащего на земле коня с подобранными под себя ногами. Это природное изваяние многие поколения смолькинцев использовали для древнего языческого ритуала вызывания дождя.
Считалось, что омовение Каменного коня родниковой водой, сопровождаемое заклинаниями, способно даже в самую жестокую засуху вызывать на окрестные поля живительную небесную влагу и, как следствие, помогает получить хороший урожай. С незапамятных времён ритуальное посещение поляны возлагалось только на самых уважаемых людей села. При этом добираться сюда они должны были обязательно пешком, неся с собой угощение и родниковую воду для купания каменных талисманов.
Игорь Павлович так рассказывает об этом тайном месте Рачейского бора.
— Впервые ритуальную поляну у села Смолькино участники группы «Авеста» обследовали ещё в 1989 году. После этого мы приезжали сюда не раз, взяв с собой точные физические приборы. Уже при первом осмотре оказалось, что Каменная лошадь находилась в окружении других фигурных камней-конкреций. Пять из них, имеющие явно выраженные следы обработки, носили собственные имена — Барашек, Олень, Жеребёнок, Всадник и Баба. Остальные камни на этой поляне местные называли просто «лягушками». Эти конкреции практически не были искусственно обработаны.
Путём измерений авестовцам удалось установить, что Каменная лошадь оказалась повёрнутой относительно севера на 150°, что соответствует проекции Млечного Пути на поверхность Земли в данном районе. Ориентация камней фигурной группы, задаваемая граничными камнями Жеребёнок (22°) и Всадник (25°), совпадала с проекциями беты и гаммы Малой Медведицы в данную точку Земли в середине апреля, что могло отмечать время начала весенней страды.
Вторая группа камней, определяемая тремя большими «лягушками», имела следующие углы расхождения, отсчитываемые от Каменной лошади: 60° — проекция альфы Лиры (Вега) в конце мая, 65° — проекция альфы Тельца (Альде-баран) — в начале декабря и альфы Льва (Регул) — в конце февраля, 80° — проекция альфы Орла (Альтаир) в середине июля. Можно сказать, что в данном случае исследователи столкнулись с древней астрономической обсерваторией — настоящим Стоунхенджем Рачейского бора.
Украденные реликвии
В ходе поездки 2000 года поляна и все находившиеся на ней конкреции были детально сфотографированы и запечатлены на профессиональную видеокамеру. Но приходится с сожалением констатировать, что теперь фото — и видеосъёмки «Авесты» — это все, что осталось научному миру от уникальной поляны. Не так давно фильм о языческом капище был показан по одному из самарских телеканалов. Практически сразу после этого ритуальные камни некими лицами были погружены автокраном на машины и вывезены в неизвестном направлении. А поскольку эти реликвии официально никому не принадлежали и не были зарегистрированы как памятники истории или природы, правоохранительные органы отказались заниматься их поисками. Теперь Каменная лошадь, скорее всего, стоит на даче у какого-нибудь крутого бизнесмена, который с её помощью вызывает дождь на своём садовом участке.
И это далеко не единичный случай. Авестовцы рассказывают, что в последнее время повсюду распространился слух о «чудотворности» камней из Рачейского бора, после чего за местными конкрециями началась настоящая охота. Под горячую руку попали и заготовки жерновов из здешнего песчаника, и даже сами жернова. Также сообщается, что вышеописанным поверьем уже воспользовались предприимчивые дельцы, организовавшие сбор и вывоз камней целыми грузовиками. Как отмечается, довольно многочисленные в прежние времена фигурные и обработанные камни в местных лесах ныне стали большой редкостью. Вот что принесла древнему капищу современная городская культура.
Обсудить

Похожие материалы:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Никак не могу придумать, что сюда засунуть...Есть предложения?
Войти через: