Телефоны для связи:
(495) 111-11-11
(495) 111-11-12

Месть масонов

18 май 2018, Пятница
226
0
Сегодня каждый школьник знает, что великий поэт Александр Сергеевич Пушкин был убит на дуэли, защищая честь своей жены - красавицы Натальи Николаевны. А вот какое отношение к этому могли иметь масоны? Не исключено, что самое прямое.
История «Овидия»
Если верить дневнику поэта, его посвящение в масоны состоялось в кишиневской ложе «Овидий» 4 мая 1821 года. Мастеру ложи, генерал-майору Павлу Пущину, Пушкин даже посвятил стихотворение:
...И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань И воззовешь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат,
О каменщик почтенный!
О Кишинев, о темный град,
Ликуй, им просвещенный!
Между тем ложа «Овидий» считалась временной. По правилам, официальный статус масонской ложи может присудить лишь ложа вышестоящая. В данной ситуации это была Великая управляющая ложа «Астрея», которая, в свою очередь, находилась в подчинении у Великой Провинциальной ложи, управлявшейся уже зарубежными мастерами.
Однако в случае с «Овидием» официального признания так и не произошло. Причиной, вероятно, стала скандальная история с болгарским архимандритом Ефремом. Его должны были посвятить в масоны в подвале старого собора. Собравшиеся в церкви люди увидели, как архимандрита с завязанными глазами ведут под руки к подвалу. Толпа решила, что духовное лицо в опасности, ворваась в подвал и «освободила» его, прервав церемонию посвящения в масоны.
Об этом быстро узнали не только в Кишиневе, но и в Москве и Санкт-Петербурге. В общем, кишиневская ложа гак и не дождалась присуждения официального статуса. В ноябре 1821 года она прекратила свое существование, а 1 августа 1822 года император Александр запретил в России масонские ложи и любые тайные общества. Бывшие члены «Овидия» подверглись преследованию со стороны властей.
Об этом периоде жизни Пушкина подробно рассказывается в анонимной статье, опубликованной в парижской газете «Temps» 5 марта 1837 года, вскоре после смерти поэта. Автор свидетельствует: «Несколько французов, находившихся тогда в Кишиневе, основали там масонскую ложу. Пушкин вступил в нее...» В статье приводились такие подробности, которые мог знать только человек, лично знакомый с членами ложи.
Пушкин и масонская символика

Несмотря на то что формально Пушкина, наверное, нельзя было считать масоном, он продолжал числить себя им. Так, в письме Василию Жуковскому от 20 января 1826 года поэт признается, что он «был масон в Кишиневской ложе». Также он носил на мизинце длинный ноготь, служивший одним из отличительных знаков масонов. Однажды на это обратил внимание художник Тропинин, пришедший писать с него портрет. Впоследствии он поведал князю Оболенскому, что сделал Пушкину масонский знак, но поэт в ответ лишь погрозил ему пальцем.
Кроме того, не раз упоминается о том, что Пушкин носил перстни-талисманы с масонскими символами. Их можно увидеть на руке поэта на портрете работы Тропинина.
Так, до конца жизни Пушкин не расставался с массивным золотым перстнем витой формы, куда был вставлен восьмиугольный сердолик с вырезанной на нем надписью на древнееврейском языке. Его преподнесла поэту графиня Елизавета Воронцова. Умирая, Пушкин подарил перстень Жуковскому, которому подарок так пришелся по душе, что тот стал носить его постоянно на среднем пальце правой руки рядом с обручальным кольцом.
После кончины Василия Андреевича его сын подарил перстень Ивану Тургеневу. Тот, в свою очередь, высказывал пожелание, чтобы после его смерти кольцо перешло к Льву Толстому. Но его возлюбленная Полина Виардо распорядилась иначе и передала реликвию в Пушкин¬ский музей Александровского лицея. Оттуда перстень был украден.
Еще один перстень - с бирюзой, подарок Павла Нащокина, Пушкин незадолго до роковой дуэли подарил своему товарищу Данзасу. Протянув ему перстень, он произнес:
- Возьми и носи его. Это талисман от насильственной смерти.
Вскоре поэт погиб на дуэли. По стечению обстоятельств. Данзас был одним из его секундантов. Однако сохранить подарок Данзас не смог: какое-то время спустя перстень затерялся.
Поэт использовал масонскую символику в стихах, адресованных другим вольным каменщикам. Например, в «Послании в Сибирь» он пишет о «свободе», которая «нас встретит радостно у входа», и о «братьях», которые «меч нам отдадут». Все это символы, понятные членам братства. Исследователи находят отголоски масонства и в других пушкинских произведениях, например, «Вакхическая песнь», «Странник», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии». Особенно сильно это проявилось в стихотворении «Пророк». Оно содержит элементы церемонии масонского посвящения: глаза «отверзаются» и «становятся всевидящими», вместо «грешного языка» в уста героя вкладывается «жало мудрыя змеи», вместо сердца в грудь - «горящий уголь», а к жизни Пророк восстает по зову Бога.
Жертва интриг?

Но не все в отношениях Пушкина и масонов складывалось так гладко. Исследовавший этот вопрос кандидат исторических наук Вадим Пигалев пишет: «Мастера лож и гроссмейстеры поучали: «Если писатель напишет в своей книге мысли и рассуждения совершенно правильные, но не подходящие к нашему учению или слишком преждевременные, то следует или подкупить этого автора, или его обесславить».
По всей вероятности, со временем у Пушкина возникли разногласия с его друзьями-декабристами, многие из которых были масонами. Как известно, он сочувствовал им, но так и не принял участия в восстании 1825 года. «Братьям» не нравилось, что Пушкин в какой-то степени разоблачает в своем творчестве их «таинства». «Александр Сергеевич складом характера, образом мыслей, творчеством не соответствовал жестким критериям масонства. - считает Пигалев. - Для „братьев" стало ясно, что поэт выходит из-под их контроля, перестает почитать орденские интересы и ритуалы, которые все более кажутся ему нелепыми, „да и уж больно не по-русски", теряет первоначальную тягу к масонству, продиктованную ранее любопытством и кишиневской скукой».
Подкупить поэта было невозможно, а между тем он становился весьма не¬удобной фигурой для масонов. И тогда на сцене появился француз Жорж Дантес, родственники которого принадлежали к ордену тамплиеров и который сам был странным образом «усыновлен» нидер-ландским посланником в России бароном Ауи Геккерном. Затем последовали вхождение Дантеса в высший свет и ухаживания за Натали Пушкиной...
4 ноября 1836 года Пушкин и все его друзья получили анонимный пасквиль, указывавший на якобы близкие отношения между его женой и Дантесом. В письме была, видимо намеренно, использована терминология, близкая к масонской: «Кавалеры первой степени, Командоры и Рыцари Светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшиеся в великий Капитул под председательством высокочтимого великого магистра Ордена его превосходительства Д.Л, Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина заместителем великого Магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена...»
Так или иначе, анонимка сделала свое черное дело: Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Но поединок был отложен из-за того, что Дантес попросил руки его свояченицы Екатерины Гончаровой. В январе же была распространена новая «партия» анонимных писем. Хотя они попали и на стол тогдашнего шефа III отделения Александра Бенкендорфа, тот, будучи тоже масоном, ничего не предпринял для «разруливания» ситуации. Впоследствии все письма затерялись и не найдены по сей день.
«Злые силы сделали Наталью Николаевну игрушкой и орудием своих черных планов, - свидетельствовал один из адептов масонской ложи Е. Грот. - Если бы им не удалось использовать Натали, они нашли бы другой способ, но Пушкина они бы погубили».
Находка в могиле
Похоронами Пушкина также распоряжались масоны - графы Григорий Строганов и Карл Нессельроде. Во время церемонии князь Петр Вяземский положил в гроб белую масонскую перчатку...
При реставрации надгробия могилы Пушкина в 1953 году была сделана странная находка. Пресса писала: «Открылись створки двух больших плит, лежащих в его основании. Когда убрали плиты, в центре основания обнаружилась камера, квадратная по форме, со стенами, облицованными кирпичом в один ряд. Высота камеры 75 сантиметров. В восточной стене ее маленькое окошечко. На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста». Предполагают, что все это положил в могилу поэта в 1841 году во время установки надгробного памятника граф Григорий Строганов: масоны практиковали «культ мертвой головы»...
Ирина Шлионская
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Никак не могу придумать, что сюда засунуть...Есть предложения?
Войти через: