Рейтинг@Mail.ru
Кража века. Главный виновник похищения картин из самарского музея избежал наказания! » Параллельный мир

Кража века. Главный виновник похищения картин из самарского музея избежал наказания!

Об этом «преступлении века» в советское время было сказано лишь вскользь, да и то после того, как шедевры художников с мировыми именами снова заняли свои места в музейных залах. Однако в среде работников культуры история получила большой резонанс, и в первую очередь - по причине «недосказанности» отдельных эпизодов этого дела.

Об этой краже в суточной сводке происшествий по городу Куйбышеву (ныне Самара) было сообщено так: «3 июля 1980 года в первом часу ночи неизвестные преступники выставили стекла в окне второго этажа Куйбышевского художественного музея на площади Куйбышева, проникли в его помещение и совершили кражу картин художников:

A.И. Куинджи "Облако" стоимостью 10 тыс. руб., и "Море" стоимостью 15 тыс. руб., И.Е. Репина "По следу" стоимостью 25 тыс. руб., и "Волжский пейзаж с лодками" стоимостью 4 тыс. руб., и B.И. Сурикова "Казак в лодке" стоимостью 10 тыс. руб. Все картины подлинники, общая стоимость похищенного 64 тыс. руб.».

Шесть автомашин «Волга»

В нынешние времена полотна перечисленных выше мастеров наверняка были бы оценены в миллионы, а то и в десятки миллионов долларов. Что же касается уголовного законодательства 1980 года, то тогда кража госимущества на сумму свыше 10 тысяч рублей считалась хищением в особо крупных размерах, с последующим наказанием вплоть до высшей меры, то есть до расстрела. А за 64 тысячи рублей в то время официально можно было купить шесть автомашин «Волга», да еще и «Запорожец» в придачу. Неудивительно, что столь неординарное преступление было поставлено на особый контроль в УВД Куйбышевской области и Министерстве внутренних дел СССР. 

Вор был задержан всего через пару недель. Милицейская агентура донесла, что дома у коллекционера Владимира Николаева находятся картины «Казак в лодке» Сурикова и «Облако» Куинджи, украденные из музея. Хозяин квартиры при обыске заявил, что ценности принес его приятель, 30-летний Виктор Хворов, попросивший помочь их продать. На квартире была оставлена засада, и около часу дня 18 июля упомянутый Виктор Хворов был задержан.

На момент ареста он числился экспедитором районного треста столовых. В тот же день Хворов написал заявление о явке с повинной, в котором сообщил, что две недели назад он действительно украл из музея эти картины, и кражу он совершил вместе с некими Юрой и Валерой, с которыми, по его словам, познакомился на волжском пляже.

Когда около часу ночи они втроем выставляли стекло в окне музея, сигнализация не сработала, о чем подельники сообщили Виктору заранее. Когда все спустились из окна обратно, Хворов взял себе два полотна из пяти. Больше он этих парней никогда не видел.

На последующих допросах жулик рассказал следствию, как он в течение двух недель безуспешно пытался сбыть краденое самым разным людям. Например, Хворов ходил в пивбар «Парус», где предлагал бармену купить у него полотна Куинджи и Сурикова по цене 2-2,5 тысячи рублей за штуку. Но осторожный бармен даже не стал смотреть товар, а благоразумно от него отказался. Потом Хворов стал предлагать картины всем подряд - в частности, отдыхающим на пляже. Но все закончилось встречей с Николаевым, у которого, как мы знаем, краденое и было обнаружено милицией.

За неимением лучшего объяснения следователь принял его версию. В итоге в январе 1982 года за хищение госимущества в особо крупных размерах областной суд приговорил Виктора Хворова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Ошибка фарцовщика

Уже в конце 1980 года дело о розыске оставшихся трех картин было выделено в отдельное производство. Но прошло еще немало времени, прежде чем сыщики снова вышли на след пропавших бесценных полотен, чему способствовал целый ряд захватывающих событий.

В 1983 году агентура КГБ в Москве получила оперативную информацию о последних сделках известного столичного фарцовщика и перекупщика антиквариата Иосифа Пашкевича, которому вроде бы предложили купить полотна XIX века из Куйбышева. Однако узнать что-то о продавце от самого Пашкевича чекисты не успели: всего через пару дней после начала его оперативной разработки «Волга» фарцовщика при весьма странных обстоятельствах попала в аварию, и сам Пашкевич при этом погиб. А в дипломате разбившегося владельца машины обнаружилась крупная сумма иностранной валюты в долларах США и марках ФРГ. Кроме того, здесь же были найдены билет на самолет до Риги, а также адрес инженера Рижского торгового порта Владимира Новицкого и адресованная ему записка, написанная рукой погибшего.

Информацию о находках чекисты сразу же передали и прибалтийским, и куйбышевским коллегам. В ту же ночь в столицу Латвии с берегов Волги вылетела группа сотрудников КГБ и милиции, которые все эти годы занимались розыском похищенных шедевров. Новицкого допрашивали в кабинете начальника УВД города Риги. Задержанный показал, что под словами «наш знакомый» Пашкевич в своей записке подразумевал жителя Калининграда Василия Стаднюка, который должен был купить в Куйбышеве картины у неизвестного продавца и затем передать их Пашкевичу через Новицкого. Затем Пашкевич намеревался перепродать картины иностранцам, а те собирались вывезти их за рубеж.

За Стаднюком было установлено наблюдение. Вскоре он приехал в командировку в Куйбышев, и на третий день своего пребывания в городе явился в условленное место на переговоры с куйбышевским «барыгой». И когда следователю вручили фотографию человека, пришедшего на встречу, тот ахнул. Продавцом оказался... сотрудник мединститута Валерий Хворов, родной брат ранее арестованного за кражу из музея Виктора Хворова!

Но еще большая неожиданность поджидала милиционеров на другой день: в приемную областного УВД с повинной явился... Василий Стаднюк! Излив оперативникам душу, он тут же предложил милиции свои услуги по поимке торговца краденым. По словам заявителя, похищенный из музея «товар» продавец должен был передать ему через камеру хранения железнодорожного вокзала.

На другой день Валерий Хворов приехал на вокзал с желтой сумкой и с портфелем, которые он заложил в ячейку вокзальной камеры хранения, заперев ее на свой шифр. Затем Хворов поехал в гостиницу «Жигули» за Стаднюком и сообщил ему шифр ячейки. Однако Хворов не знал, что сразу же после его ухода с вокзала ячейку в присутствии понятых открыли сотрудники уголовного розыска. В находящихся внутри хранилища сумке и портфеле были обнаружены две из трех разыскиваемых картин. Затем замок снова заперли, но уже на другой шифр. Поэтому когда Хворов в присутствии Стаднюка попытался открыть эту ячейку, у него ничего не получилось. В этот момент оба были задержаны.

Поняв, что игра проиграна, Валерий Хворов не стал отрицать своей причастности к попытке продажи краденого музейного имущества, после чего выдал последнюю картину из числа украденных - «Море» Куинджи, которая хранилась на его даче.

Тайны следствия

Несмотря на столь успешное окончание дел вокруг кражи пяти картин из залов Куйбышевского художественного музея в 1980 году до сих пор остается так много неясностей, что их вполне хватило бы на новое расследование. В частности, следствие не смогло (или не захотело) выяснить, почему в ночь кражи не сработала сигнализация, установленная в залах музея. При этом в деле фигурируют факты о том, что за несколько дней до кражи систему сигнализации проверяли работники вневедомственной охраны, однако выяснять, не во время ли этой проверки техника была выведена из строя, следствие почему-то не посчитало нужным. Странным выглядит и то обстоятельство, что за три года так и не удалось обнаружить никаких следов загадочных сообщников Хворова, вместе с которыми он якобы проник в музейные залы в ночь на 3 июля 1980 года. Да и были ли вообще эти сообщники? Ответа на эту загадку также нет до сих пор.

Но самым загадочным фактом из всей описанной истории выглядит следующий: оказывается, брат единственного осужденного по делу Валерий Хворов, у которого и были обнаружены три из пяти украденных картин, впоследствии... так и не был привлечен к уголовной ответственности. Между тем улик против него в деле имелось более чем достаточно, и осудить Валерия можно было бы хотя бы за хранение краденого госимущества, а также за попытку его сбыта. Почему же этого так и не произошло? Об этом ветераны милицейских служб по сей день упорно молчат.

Валерий Ерофеев

Материалы, публикуемые на нашем сайте являются интернет- обзором российских и зарубежных средств массовой информации.. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение,может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
0
Добавить комментарий

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив