Телефоны для связи:
(495) 111-11-11
(495) 111-11-12

Символы самураев

26 декабрь 2014, Пятница
4 128
0

Какую тайну может заключать в себе знамя, на котором обычно как раз все вроде бы понятно изображено? И что бы вы сказали, если бы треть ваших солдат только тем на поле боя и занималась, что носила всевозможные флаги? И это не преувеличение, а именно так и обстояло дело в средневековой Японии!

Различие культур как раз и начинается с различия в языках, символах и знаках. В том числе и в тех символах, что исстари употреблялись воинами разных стран в бою.

«Конские знаки»

Геральдика в Японии имела точно такое же значение, что и в средневековой Европе. То есть герб или эмблема помогали опознать павшего представителя знати, а его победителю позволяли заслужить награду, получаемую им за то, что он приносил своему господину отрубленную голову противника в качестве свидетельства своего подвига. Такая практика издавна существовала в Японии, и вот тут-то уж без знаков опознавания обойтись было ну просто невозможно. Однако если в Европе гербы рыцарей помещались на щитах, то у японских воинов из-за их отсутствия такие знаки - моны - приходилось носить на одежде и доспехах. Кроме того, заметные издалека геральдические штандарты полководцев, называемые ума дзируси («конские знаки»), использовались для того, чтобы собирать войска на поле сражения Опять же, в отличие от европейских гербов, японские моны были очень просты и поэтому хорошо запоминались, а кроме того, их было очень легко рисовать на этих самых ума дзируси. Черный рисунок на белом либо красном фоне - вот вам и все знамя, причем хорошо заметное даже издали. Ничего проще нельзя и придумать, потому что изображались на этих монах черный круг на белом поле, рисовый серп, цветок павлонии, а то и просто какой-нибудь иероглиф - например, входящий в имя того, кому принадлежал этот флаг. Ну а сами эти флаги (в XII веке они получили название хата дзируси) выглядели как длинные и узкие вымпелы, прикрепленные к горизонтальной поперечине на древке. Во время сражения их несли пешие и конные воины, сопровождавшие элитные отряды конных лучников-самураев.

Изображали моны также на маку - огромных матерчатых ширмах, которыми окружали то место, где полководец со своим штабом находился во время сражения, а также на кусках ткани, крепившихся на шлеме (каса дзируси) и на обоих наплечниках (содэ дзируси), нужных для того, чтобы в сутолоке боя определять своих и чужих.

Нобори и сасимоно

Поскольку со временем кроме самураев в японскую армию попало еще и множество крестьян, проблема идентификации войск на поле сражения встала особенно остро. Например, в 1572 году в армии Уэсуги Кэнсина из 6871 человека 6200 были пехотинцами, из которых 402 являлись знаменосцами, превосходившими своим количеством даже мушкетеров! Появились еще и новые виды флагов - например, нобори, имевший узкое полотнище, пришнурованное к древку в форме буквы «Г», благодаря чему оно не скручивалось на ветру и было хорошо заметно в любую погоду. Некоторые нобори были столь велики, что знаменосцу приходилось нести такой флаг закрепленным у себя на спине, а двум или даже четырем идущим рядом с ним воинам (обычно это были асигару - то есть воины из крестьян) - удерживать его за специальные растяжки! Нобори были знаменами отдельных подразделений, но для персональной идентификации применялся флажок меньшего размера, называвшийся «сасимоно», который крепился на спине самурая в деревянном «пенале», да к тому же еще и двумя шнурами к кольцам на нагрудной пластинке кирасы. Как правило, на сасимоно изображался герб того даймё (князя), которому служил самурай, тогда как сами подразделения различались по цветам.

Удивительно, но помимо собственно флажков - в общем-то, удобного и хорошо заметного издали знака - существовали и сасимо- но в виде объемных фигур, порой самого фантастического вида! Вот уж где фантазия самураев просто не знала границ! Плюмажи из перьев и меховые шары, деревянные позолоченные тыквы и золотые веера, толкушки для риса (причем огромные!), сделанные из бумаги и картона, крепились к тем же древкам, что и флаги сасимоно, и при этом обязательно поднимались из-за спины самурая так, чтобы их было видно издали. Вы представляете толпу таких воинов с торчащими из-за спины пестами для риса, бумажными мухобойками и даже христианскими крестами - в том случае, если это был христианин? Западноевропейские рыцари, носившие свои геральдические знаки на шлемах, перед ними тут явно проигрывают! Да и самих флагов за спиной у самураев чаще всего было уже сразу несколько: два, три, пять - лишь бы только выделяться перед всеми!

От изречений до зонтов

С появлением огромного количества всевозможных опознавательных знаков теперь выделяться понадобилось и самим даймё, которые придумали себе для этого особые штандарты - оума дзируси («большой штандарт») и коума дзируси («малый штандарт»). Они представляли собой флаги типа нобори, но чаще это были некие символические объемные знаки, порой весьма прихотливые. «Большой штандарт» Такэды Сингэна имел вид типичного нобори синего цвета с начертанным на нем изречением китайского полководца Сун Цзы: «Быстрый, как ветер, смертельный, как огонь, молчаливый, как лес, и твердый, как скала», ставшим впоследствии его девизом. Токугава Иэясу узнавался издалека по большому золотому вееру, а его противник Тоётоми Хидэёси - по штандарту «Тысяча тыкв», представлявшему собой огромную связку позолоченных тыкв, каждая из которых символизировала одну из его побед на поле брани, хотя всего их, конечно, было намного меньше тысячи! А вот первый объединитель страны полководец Ода Нобунага в качестве знамени использовал большой красный зонт. Немало было в Японии и штандартов с христианской символикой, причем некоторые - в частности, флаг защитников замка Хаара - самым удивительным образом сохранились до наших дней! Впрочем, буддистская символика на знаменах самураев все же превалировала. Все тот же Иэясу Токугава, например, с гордостью носил хата дзируси с девизом: «Отрекись от этого грязного мира и обретешь Чистую Землю», который принадлежал буддийской секте Дзёдо.

Особенно трудно было носить фукинуки - длинный объемный вымпел в виде карпа, популярный в Японии символ Праздника мальчиков, поскольку ветер надувал его словно огромную колбасу. Нередко даймё приказывали поднимать над полем сражения свои шлемы на острие копья, а так как они очень часто были нелепо и вычурно украшены, то становились в этом случае знаком опознавания, потому что то, как выглядел шлем господина, знала вся армия.

Хоро - «мешок за плечами»

Еще одним из знаков различия самураев, помимо знамен, являлась хоро - атрибут военного снаряжения всадников, представлявший собой накидку из ткани, натянутую на каркас из бамбуковых прутьев и носимую за спиной. Во время скачки хоро надувались ветром, и были хорошо заметны издали. Обычно хоро носили гонцы даймё, чтобы их сразу же можно было отличить от других воинов, поэтому случалось порой так, что и хоро и сасимоно они носили одновременно и уж вот в этом случае не заметить такого вестника было просто нельзя! Впрочем, иным гонцам хватало и одного сасимоно, впрочем, увеличенного размера. Так, гонцы Токугавы Иэясу имели сасимоно с иероглифом «го» (цифра 5 - мистическое число, символизировавшее бога Фудо). А вот его личные телохранители вместо хоро носили noзолоченный веер на древке, перечеркнутый в верхней части двумя черными полосками наискось!

Так что, в конце концов, для того чтобы запомнить все знаки различия всего лишь какого-нибудь одного даймё, нужно было приложить немало стараний. Так, например, хоро гонцов господина Хиротака, бывшего губернатором Нагасаки во время войны в Корее, были красного цвета с черным кругом. Его пешие воины-самураи носили два белых флага с черными кругами. Штандарт имел вид двойного флага с изрезанным на полоски краем, но нобори почему-то был белым с тремя черными кругами. А вот его моном был краб, который почему-то вообще нигде не изображался!

Флаги почитались, но совсём не так, как в Европе! Например, при штурме какого-нибудь замка простые знаменосцы из крестьян вполне могли удостоиться самурайского по статусу подвига, если... всего лишь перебрасывали их через крепостную стену - то есть вроде бы как «отдавали врагу»!

Вячеслав Шпаковский

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Никак не могу придумать, что сюда засунуть...Есть предложения?
Войти через: