Телефоны для связи:
(495) 111-11-11
(495) 111-11-12

«Соловей» в золотой клетке. Бэла Руденко развелась с Поладом Бюлъбюль-оглы из-за его измен?

23 май 2018, Среда
2 726
0
Свежий и чистый голос Бэлы Руденко, «украинского соловья», пленял всех, даже тех, кто совершенно равнодушен к опере. Не было людей, способных противостоять красоте и силе этого голоса, женскому и человеческому обаянию великой певицы…
Замечательная певица, солистка Большого театра Бэла Руденко получила звание народной артистки СССР в 27 лет. Она была одной из самых молодых обладательниц этого титула за всю историю его существования. И это было так неожиданно, что она всю ночь плакала от того, что её так быстро «состарили» — ведь такие звания обычно давали на закате сольной карьеры. Но Бэла Андреевна получила его вполне заслуженно.
По благословению Лермонтова
Своё необычное для украинки имя Бэла получила «благодаря» Лермонтову: её родная тётя любила перечитывать роман «Герой нашего времени». И родня решила, что имя героини книги девочке очень подойдёт. Так уроженка посёлка Боково-Антрацит (ныне город Антрацит, Луганская область), появившаяся на свете в августе 1933 года, стала обладательницей экзотического имени.
Её отец был стахановцем, он трудился инженером на шахте. Мать работала учетчицей, хотя по своему призванию была настоящей сестрой милосердия. И впоследствии сменила профессию.
Великая Отечественная война застала семью в городе Сумы, а потом Руденко переехали в Сталинград. Мама работала в военном госпитале медсестрой, а Бэла ходила в школу. Бомбёжки, голод, все ужасы войны девочке пришлось испытать на себе. Но вскоре мать ушла на фронт, а ребёнка с бабушкой эвакуировали в Фергану.
Больше всего Бэла любила петь, поэтому сразу же записалась в хоровой кружок городского Дома пионеров и стала его солисткой. После воины семья переехала в Одессу — маме рекомендовали по состоянию здоровья жить у моря.
Бэла часто посещала спектакли Одесского театра оперы и балета, и волшебный мир музыки её все больше и больше очаровывал. Ещё в школе педагоги настаивали, чтобы она поступала в консерваторию, хотя у неё не было музыкального образования.
Но на вступительных экзаменах все члены комиссии просто влюбились в этот хрустальный голос. Так Бэла стала студенткой Одесской консерватории и попала в группу замечательного педагога Ольги Благовидовой.
Училась она на отлично. Когда Бэла Руденко оканчивала третий курс консерватории, главный дирижёр Одесского театра оперы и балета пригласил её на роль Джильды в опере Джузеппе Верди «Риголетто». За неделю она выучила роль и с триумфом выступила, публика благодарила её стоя. Колоратурное сопрано потрясло слушателей.
В окружении звёзд
В 1956-м молодую певицу пригласили на работу в Киевский театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.
По стечению обстоятельств её дебютной партией в Киеве стала Джильда из оперы «Риголетто». Первые спектакли вызвали аншлаг, зрители были в восторге. А1957 год стал для молодой вокалистки особенным — на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, опередив почти 200 претендентов, она стала лауреатом вокального конкурса и завоевала I премию и Золотую медаль. Певица также получила приглашение на контрактные выступления в Москве, Ленинграде, Риге вместе со знаменитым итальянским тенором Тито Скипа. Восхищаясь талантом молодого дарования, он пообещал вывести её на мировую сцену. С 1957 года у Бэлы начались гастроли по многим городам СССР, Японии, США, Канады, Италии (в том числе в Ла Скала).
В это же время она вышла замуж за Владимира Ефременко — будущего замминистра культуры УССР. Этому замужеству предшествовал шумный роман, который стоил Ефременко — перспективному и успешному партработнику — развода с первой женой и фактически сломанной карьеры. Правда, злые языки утверждали, что Ефременко, работая в Минкульте, всегда «помогал» жене с зарубежными гастролями и активно «придерживал» её конкуренток. Но Бэлу Андреевну и в самом деле обожали в верхах, она пользовалась особым покровительством ЦК, ведь была она не просто чудесной певицей, но и очень красивой женщиной. Она не раз получала приглашения в Москву. Тогда в театре она получала 5 тысяч рублей в месяц, а тот же «москвич» стоил 6 тысяч.
В 1960 году вокалистка принимала участие в Декаде украинского искусства в Москве, а через три дня узнала, что ей присвоили звание народной артистки СССР! Это был большой, настоящий успех!
Новая любовь
Во время одного из визитов в Москву Бэла познакомилась с популярным композитором и певцом Поладом Бюльбюль-оглы. Это случилось на одном из светских раутов в Доме приёмов МИДа. Поладу было в то время чуть меньше 25, а ей — 37. То, что Руденко тогда была уже на вершине оперного Олимпа, много гастролировала, часто появлялась на телеэкране, льстило самолюбию молодого красавца, который ухаживал по-восточному пылко и щедро. И певица согласилась выйти за него замуж.
В 1972 году великий оперный режиссёр Борис Покровский пригласил украинскую певицу в Большой театр на роль Людмилы в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Она пела с Евгением Не-стеренко. А в 1973 году, после 16 лет работы в Киеве, Бэла Андреевна вошла в труппу прославленного театра.
Творчество оперной дивы было разноплановым. В её репертуар входили партии Наташи Ростовой («Война и мир»), Виолетты («Травиата»), Розины («Севильский цирюльник»).
Ещё в 1971 году вокалистку удостоили Государственной премии СССР. Уже в то время она щедро делилась своим талантом с молодыми начинающими певцами и всегда подчёркивала, что петь надо не ноты, а мысли и чувства. И ей всегда удавалось сочетать артистичность, целостность и лёгкость образа. После одного из выступлений в Японии, где ей удалось побывать около 10 раз, о ней отзывались так: «Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, слушайте, как поёт Бэла Руденко». В 1975 году в её в жизни произошло радостное событие — родился сын Теймур. Однако материнские хлопоты на время оставили её без сцены, и она мечтала о скорейшем возвращении. В скором времени она вернулась к своей обычной гастрольной жизни, оставив сына на попечение матери. Частые расставания привели к тому, что со временем Бэла и Полад Бюль-бюль-оглы охладели друг к другу и расстались. Развелись тихо, без шума и взаимных претензий. Поговаривали, что Бэле донесли — Полад ей изменяет, и она не смогла ему это простить…
К своему голосу дива относилась не так бережно, как другие артисты. Она могла позволить себе и мороженое, и другие вольности. Но драгоценный талант, подаренный природой, неустанно берегла и оттачивала, ежедневно выполняя специальные упражнения, и постоянно призывала работать над собой, тренировать свой голос каждый день, всю жизнь.
Надо отметить, что сама жизнь заставила её изучать иностранные языки, ведь в контрактах при выезде за рубеж стоял пункт о знании языка. Она овладела итальянским, немецким, английским и часто на этих языках исполняла произведения. Шли годы. Для Бэлы Андреевны пришло время покинуть сцену. И хотя голос звучал прекрасно, она жила по принципу: «Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже». В 1995 году артистка покинула сцену без помпы и прощального бенефиса. Её последним спектаклем стала «Иоланта» Петра Чайковского. А на следующий день она пришла в Большой театр уже педагогом-репетитором. В период 1995-1999 годов великая певица руководила оперной труппой прославленного театра, однако, поняв, что провести здесь «революционные преобразования» невозможно, покинула пост.
Без преувеличения можно сказать, что Бэла Руденко была и остаётся одной из лучших певиц мира. Хотя нельзя сказать, что её жизнь была сплошным праздником. Нет, она всегда работала на «разрыв аорты», в её жизни было много несправедливостей и обид. Недаром в одном из своих интервью она сказала: «Если уж кто меня называл соловьём, то я про себя добавляла: «В золотой клетке».
К счастью, замечательному голосу и подлинному таланту клетка не страшна. Даже если она из золота.
Виктор Волынский
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Никак не могу придумать, что сюда засунуть...Есть предложения?
Войти через: