Телефоны для связи:
(495) 111-11-11
(495) 111-11-12

«Красная палатка»

05 август 2018, Воскресенье
182
0
В 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский широкоформатный художественный фильм «Красная палатка». Пресса сделала фильму хорошую рекламу, подала совместную работу как выдающееся достижение. Однако от нас долгие годы скрывали закулисье создания этой картины. Что же в ней такого особенного?
Создать совместный фильм
Советский Союз сначала сопротивлялся идее снимать совместные фильмы. Нашим актёрам не рекомендовалось принимать приглашения зарубежных студий, да и к себе мы мало кого пускали для съёмок. Фильмы наших режиссёров-эмигрантов, включая экранизацию русской классики, находились под строжайшим табу.
Однако к середине 1960-х «Мосфильм» уже приобрёл некоторый опыт совместных постановок, и было решено попробовать запустить масштабный кинопроект. Будущий создатель «Красной палатки» режиссёр Михаил Калатозов (1903-1973 годы) уже получил всемирную известность как автор ленты «Летят журавли», а актёры советской школы, воспитанные на системе Станиславского, получали приглашения в разные страны, правда, были вынуждены отказываться.
История спасения итальянского дирижабля, совершавшего полёт к Северному полюсу под командованием Умберто Нобиле, показалась кинематографистам двух стран подходящей для совместной постановки, к тому же это был повод вспомнить героическую страницу советской истории. Тогда, в далёком 1928 году, весь мир следил за сигналами из Арктики. Николай Шмидт из Севе-ро-Двинской губернии поймал сигналы терпящих бедствие полярников, сразу же дал телеграмму в Москву, и на поиски был отправлен легендарный ледокол «Красин». Имя полярного исследователя Рудольфа Лазаревича Самойловича, возглавившего спасательную экспедицию на ледоколе, было тогда у всех на устах.
Тема многие годы волновала умы кинематографистов и представляла интерес для Италии и СССР. Было решено создать совместный фильм, и продюсер Франко Кристальди согласился финансировать этот проект. Музыку к фильму взялся написать знаменитый уже тогда композитор Эннио Морриконе.
Неспокойный 1968 год
Середина 1960-х годов была мирным и спокойным историческим периодом. Советский кинематограф вроде бы разворачивался лицом к зарубежным странам. Но тут грянули пражские события. В советских журналах широко освещался процесс съёмок совместного фильма, но никто не отваживался открыто сказать о том, что голливудские актёры, например Джон Уэйн, получив предложение «Мосфильма», сразу же в резкой форме отзывались о советских танках в Праге и категорически отказывались сниматься в «русском фильме». Перспектива увидеть Арктику и спасший экспедицию ледокол «Красин», очевидно, была недостаточно соблазнительной. Да и имя Калатозова, к сожалению, не стало волшебным магнитом для иностранных актёров.
В титрах фильма указано, что автором сценария является Эннио де Кончини. На самом деле в подготовке сценария с российской стороны участвовал Юрий Нагибин, но его участие кончилось конфликтом. Из-за событий в Праге итальянская сторона почувствовала, что Запад является хозяином положения, и начала диктовать свои условия, из которых далеко не все оказались приемлемыми.
Например, от советской стороны почти требовали, чтобы в картину были включены сцены каннибализма, но «Мосфильм» на это пойти не мог. Гибель шведского геофизика Финна Мальмгрена, которого играл Эдуард Марцевич, по мнению итальянской стороны, должна была объясняться тем, что он стал жертвой каннибалов — своих коллег. Нобиле обвинили в гибели Мальмгрена, и ему много раз приходилось оправдываться — оттого фильм и снят в жанре судебной драмы.
По версии же Страны Советов, Мальмгрен замёрз во льдах. Нагибин сразу же наткнулся на суровую критику: были сделаны заявления о том, что советские кинематографисты не понимают менталитета западного зрителя, которому нужны острые ощущения. В СССР государство возьмёт на себя убытки от провала картины, а в Италии?
Юрий Нагибин дважды переделывал сценарий, добавлял драматизма, но его терпение в конце концов лопнуло. Раздосадованный Юрий Маркович потребовал убрать своё имя из титров. Композитору Эннио Морриконе также что-то не понравилось в работе совместной съёмочной группы, и он наложил запрет на использование своей музыки в российском варианте фильма. В нашей версии звучит музыка Александра Зацепина.
Уникальный актёрский ансамбль
Несмотря на резкий отказ многих выдающихся актёров сниматься в русском фильме, Калатозову удалось привлечь Питера Финча, Клаудию Кардинале, швейцарца Марио Адорфа, а также молодого, но уже очень известного тогда западногерманского актёра Харди Крюгера (уникальный случай участия актёра из ФРГ в советском фильме). Из наших актёров в картине сыграли Эдуард Марцевич, Юрий Соломин, Юрий Визбор, молодой Никита Михалков и другие артисты.
Питер Финч (1916-1977 годы) был призёром Московского международного кинофестиваля 1961 года, и ему неудобно было отказаться от предложения исполнить в фильме роль Умберто Нобиле. К началу работы над сценарием генерал Нобиле проживал в Риме. Он охотно консультировал съёмочную группу и искренне радовался, что готовится фильм о его экспедиции. Нобиле не считал себя виновным в гибели людей и полагал, что сделал все для спасения участников экспедиции.
Очень важно, что Калатозову удалось уговорить британского актёра Шона Коннери сыграть роль великого полярного исследователя Амундсена. На дворе была эпоха идеологической борьбы, и фильмы о Джеймсе Бонде упоминались в нашей пропагандистской литературе как «махровая антисоветчина». Образ лихого и всесильного агента 007 отождествлялся с внешностью Коннери. Актёр ехал в страну, которую уже «виртуально» посещал в своей экранной жизни (естественно, ни один эпизод бондианы не мог быть снят в Москве, и для съёмок выстраивали бутафорскую Первопрестольную). И вот теперь Коннери ехал в настоящий СССР.
Покажите мне «Рублёва»
Приезд Шона Коннери в Москву отразил в своей песне Владимир Высоцкий. Он обыграл довольно смешную ситуацию — «Джеймса Бонда» никто не узнавал. Коннери был ошеломлён тем, что в гостинице и даже на киностудии «Мосфильм» к нему относятся как к рядовому зарубежному гостю. Он так огорчился, что его не узнают (впервые в жизни!), что отказался осмотреть Оружейную палату. Зачем знакомиться со столь недружественной Москвой? Вместо этого Коннери попросил показать ему фильм «Андрей Рублёв».
Для Коннери был организован специальный показ известного фильма. В тёмном зале «Мосфильма» Джеймс Бонд зорким глазом агента увидел, что они с сопровождающим не являются единственными зрителями. В зале присутствовала супружеская пара. Коннери присмотрелся и узнал одного очень знаменитого хоккеиста. Сказал об этом сопровождающему, но тот сказал, что показ фильма почти подпольный и гостю не следует никого замечать, а то будут неприятности.
После фильма ошарашенный Коннери пошёл в бар выпить виски, и здесь его встретил гром аплодисментов. Актёр решил, что наконец-то ему воздают по заслугам, и начал вежливо раскланиваться. Но оказалось, что аплодисменты адресованы… буфетчице, у которой был день рождения. Коннери нескоро после этого опять приехал в Москву. До сих пор неизвестно, понравился ли ему «Андрей Рублёв».
Шедевр или неудача?
В СССР лента имела хороший прокат. Не в последнюю очередь это объясняется горячей любовью к Клаудии Кардинале, которую зрители и раньше видели в фильме «Рокко и его братья».
На наших зрителей произвели впечатление и уникальные кадры схождения ледника в Арктике, и драматичная сцена крушения дирижабля. СССР был атеистической страной, а тут на экране оживали мёртвые, да ещё и вершили суд над живыми. Словом, было на что посмотреть.
Но в мире сложилось неоднозначное отношение к фильму. Сцена сползания вниз ледника показалась интересной только специалистам. Любители клубнички вообще не нашли для себя ничего интересного. Те, кто недоброжелательно относился к Советскому Союзу, провозгласили тезис об изначальной невозможности создания совместных с СССР фильмов. Советские кинематографисты огульно были объявлены «негибкими», неспособными понять менталитет зарубежных коллег. И сегодня в Италии есть пожилые кинозрители и ветераны кинематографа, которые думают, что название фильма было попыткой протащить на зарубежный экран коммунистическую символику красного цвета, хотя у создателей фильма и в мыслях этого не было.
Интересно, что с наступлением в СССР эпохи перестройки почти никто из режиссёров не воспользовался приёмом виртуального суда больной памяти и потревоженной совести. А ведь муки не спящего ночью Нобиле, который вызывает на воображаемый судебный процесс призраков прошлого, блистательно воссозданы на экране. Никто не вспомнил этот замечательный приём при отражении средствами кино образов бывших полицаев, сталинских палачей, осведомителей ГУЛАГа. Виртуальный суд над генералом Нобиле и поныне является недосягаемой вершиной психологической судебной драмы.
Прошло много лет. Ледокол «Красин» стал музеем. Уже нет в живых Михаила Калатозова, Питера Финча и Юрия Визбора. Ушёл из жизни и Эдуард Марцевич. Юрий Нагибин умер разочарованным в жизни, оставив много горьких мыслей о своей карьере сценариста. Известно, что актёры Шон Коннери и Харди Крюгер и по сей день поддерживают дружеские отношения. Шон Коннери получил рыцарский титул и снялся в ещё одном фильме с участием нашей страны — шпионской ленте «Русский дом», но участие России в ней было минимальным. А для выдающегося английского актёра Питера Финча эта картина стала единственной ролью в советском фильме.
Автор: Андрей Дьяченко
Обсудить

Похожие материалы:

Гаджеты в немом кино
05 июль 2018, Четверг
Гаджеты в немом кино
Фильм, фильм, фильм…
01 июнь 2018, Пятница
Фильм, фильм, фильм…
Эра звездных войн
29 март 2016, Вторник
Эра звездных войн
Корона Людовика XV
19 декабрь 2014, Пятница
Корона Людовика XV
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Никак не могу придумать, что сюда засунуть...Есть предложения?
Войти через: